Нельзя недооценивать роль китайской нации в достижении Победы во Второй мировой войне
3 сентября Китай проведет торжественные мероприятия в честь 70-летия Победы в Войне сопротивления китайского народа японским захватчикам и мировой войне против фашизма. Свой неоценимый вклад в Победу в войне сопротивления внесли более 6 тыс. армянских военных в составе вооруженных сил СССР, принимая участие в боевых действиях против японских оккупантов на Севере-Востоке Китая.
Мало, кто из участников тех событий дожил до сегодняшнего дня. Корр агентства Синьхуа удалось побеседовать с одним из немногих армянских военнослужащих, внесших решающий вклад в разгром фашизма и японского милитаризма.
"Освобождение Китая от японского ига имело огромное значение для возрождения великой китайской нации", -- с этого началась беседа корр. Синьхуа с ветераном Великой Отечественной войны, полковником в запасе Генриком Харатяном.
По его словам, когда началась всемирная антифашистская война, он работал в трамвайном парке. Несмотря на многочисленные заявления в военкомат, его не брали в армию по возрасту - тогда ему едва исполнилось 17 лет. Но в 1944 году вместе с двумя товарищами по работе он все-таки попал на советско-германский фронт, воевал до окончательной капитуляции фашистов. Однако для Г. Харатяна война на этом не закончилась. В августе 1945 года в качестве танкиста он еще воевал против японцев в Маньчжурии.
"Япония намеревалась захватить весь Дальний Восток, включая Урал. Следуя примеру фашисткой Германии, военное руководство Японии создало в 1932 году марионеточное государство Маньчжоу-го. Местное население голодало и из последних сил боролось за то, чтобы добыть хотя бы рис или гаолян. Когда советские войска вошли на территорию Маньчжурии, мне было 18 лет. Тогда я был молодым и даже не представлял, какую важную миссию выполняю. Мы просто следовали приказам и следили за готовностью боевых машин".
Ветеран вспоминает, что в ходе освободительной операции в Маньчжурии воевал совместно с монголами и китайскими кавалеристами. "После освобождения Маньчжурии мы взяли курс на город Хайлар. Во время подготовки к наступлению мы периодически вступали в перестрелку с японскими солдатами, и однажды топливо нашего танка закончилось, а войска не успевали подвести новое. Тогда случилось то, о чем японцы и в страшном сне не представляли -- СССР спустил с горы Большой Хинган танковый батальон и устроил масштабный разгром японских войск", -- вспоминает Г.Харатян.
В памяти ветерана особо запечатлелся арест десятого представителя маньчжурской династии Айсин Геро, последнего императора государства Цин Пу И . Это переломное событие в войне против японских оккупантов на Северо-Востока Китая произошло 19 августа 1945 года в Мукдене в ходе авиадесантной атаки под командованием майора Петра Челышева. Еще одним знатным эпизодом в дальневосточном военном прошлом ветерана является судьбоносная встреча с армянином, пережившим геноцид армян.
"Это случилось после освобождения Хайлара, когда с командиром вышел на прогулку в город. Среди стоящих возле прилавков китайцев я заметил армянина. Он подошел ко мне, обнял и заплакал, изъявив желание переехать в Советскую Армению. Мы с командиром посоветовали ему обратиться в советскую комендатуру", -- отмечает он.
После капитуляции Японии Г.Харатян в составе танковой дивизии был переведен в приграничный с Кореей город Красильный, где он обучал молодых танкистов. В советской армии прослужил до 1950 года, затем занимал должности в системе МВД, Армэнерго, работал на алюминиевом заводе, на других ереванских предприятиях. Член ветеранского движения Армении, прозаик, автор многочисленных общественно-военных статей, 7 книг о заслуженных деятелях родного города Дилижана. Сегодня Г.Харатян продолжает активную общественную деятельность.
Ветеран отметил, что приветствует проведение военного парада в Пекине: "Нельзя недооценивать роль китайской нации в достижении Победы над фашизмом и милитаризмом, всеми проявлениями радикализма".
В преддверии торжественных мероприятий он пожелал китайскому народу решительно идти к цели осуществления великого процветания китайской нации и обеспечения светлого будущего. Он особо подчеркнул, что Китай может способствовать достижению мира во всем мире.